суббота, 4 декабря 2010 г.

Экономическая свобода

Вышло в свет очередное 16-е по счету ежегодное издание «Индекса экономической свободы». Оно подготовлено коллективом авторов Фонда «Наследие» и газеты «Уолл-стрит джорнэл» и ранжирует 179 стран мира по степени экономической свободы. Она измеряется по десяти основным категориям: свобода бизнеса, свобода торговли, фискальная свобода, государственные расходы, свобода денежных отношений, свобода инвестиций, финансовая свобода, права собственности, свобода от коррупции и свобода трудовых отношений. Из оценки в каждой категории выводится средняя общая оценка страны. 20 января в Гонконге прошла торжественная презентация этого издания.

Нынешний «Индекс» содержит, в частности, следующие выводы.

1. Четыре страны Азиатско-тихоокеанского региона продолжают лидировать в мире по степени экономической свободы. Гонконг уже 16 лет занимает первое место. За ним следует Сингапур. У Австралии - третье, а у Новой Зеландии четвертое место. Они укрепили свое положение в верхушке рейтинга. Из первой семерки выпали США. Теперь, по оценке авторов "Индекса", Соединенные Штаты - не полностью свободная, а лишь "преимущественно свободная" экономика. Пятое место у Ирландии, шестое - у Швейцарии, а седьмое - у Канады.
В первой двадцатке – в основном, европейские государства, шесть из АТР и две из Северной Америки.
2. В «Индексе» 2010 г. снова подтверждена позитивная взаимосвязь экономической свободы и процветания. ВВП на душу населения значительно выше в странах со свободной экономикой. Эта позитивная взаимосвязь существует на всех уровнях экономической свободы, но становится особенно очевидной по мере роста экономической свободы.

3. Экономическая свобода улучшает общее качество жизни, обеспечивает политический и социальный прогресс, поддерживает защиту окружающей среды. «Индекс-2010» предоставляет убедительные свидетельства, что экономическая свобода оказывает далеко идущее позитивное воздействие на различные аспекты человеческого развития. Она коррелирует с уменьшением нищеты, другими полезными социальными индикаторами, демократическим правлением и экологической устойчивостью.

В связи с текущим экономическим кризисом авторы «Индекса» приходят к следующим предварительным выводам.

1. Страны мира резко различаются по характеру реакции на глобальный кризис. Многие продолжили линию на поддержание экономической свободы, а другие – нет. К сожалению, атаки на свободный рынок, спровоцированные экономической рецессией и политическими призывами к государственному вмешательству, приобрели в отдельных странах мощный импульс с далеко идущими последствиями. Половина крупных экономик мира в определенной степени урезала экономическую свободу путем различных интервенционистских мер. Однако для долгосрочного прогресса экономической свободы более важно, что другая половина высокоразвитых стран этого не сделала.

2. В результате возросшего государственного вмешательства в ряде стран в экономическую деятельность всеобщее продвижение к экономической свободе прервалось. Средний балл экономической свободы в 2010 г. составляет 59,4, что на 0,1 пункта ниже, чем в 2009 году.

3. Увеличение государственных расходов не улучшило положение в условиях экономического кризиса. В свете глобальной финансовой и экономической бури многие развитые экономики увеличили государственное финансирование для стимулирования роста и занятости. Имеющиеся данные показывают, что эти расходы не сработали.

РОССИЯ

Оценка российской экономической свободы составляет 50,3 пункта, Россия занимает в мировом рейтинге 143-е место. Ее показатель на 0,5 пункта ниже, чем в прошлом году и отражает ухудшение по шести из десяти критериев экономической свободы. В европейском рейтинге у России по-прежнему 41-е место из 43. Ее общая оценка ниже среднего мирового уровня.
Россия опережает мировой уровень только по степени фискальной свободы, частично благодаря сокращению ставки корпоративного налога. Экономический рост в последние 5 лет составлял свыше 6 процентов в год, но сверхзависимость от нефти и газа увеличивает риск внезапной утраты конкурентоспособности.
Вмешательство государства в экономическую деятельность остается значительным. Нетарифные барьеры существенно увеличивают торговые затраты, стабильность финансовой системы слаба, а цены сильно контролируются и определяются государством. Иностранное инвестирование сдерживается бюрократической непоследовательностью, коррупцией, ограничениями в таких привлекательных секторах экономики, как энергоносители. Коррупция ослабляет верховенство закона и усиливает хрупкость прав собственности.

Десять индикаторов экономической свободы в России
(оценка по 100-балльной шкале)

Свобода бизнеса 52,2 ▼
Свобода торговли 68,4 ▲
Фискальная свобода 82.3 ▲
Государственные расходы 66,5 ▼
Свобода денежных отношений – 62,6 ▼
Свобода инвестиций 25,0 ▼
Финансовая свобода 40,0 -
Права собственности 25,0 -
Свобода от коррупции 21,0 ▼
Свобода трудовых отношений 59,6 ▼

Свобода бизнеса - 52,2
Совокупная свобода начать, вести и закрыть бизнес ограничена российской регулирующей средой. Бюрократические препоны являются особой проблемой для малого бизнеса. Получение лицензии требует больших усилий, чем в среднем в мире (18 процедур и 218 дней). Процедура банкротства может быть продолжительной и сложной.

Свобода торговли – 68,4
В 2008 г. средневзвешенная тарифная ставка в России составляла 5,8 процентов. Запретительные тарифы, запреты для доступа на рынок услуг, импортные и экспортные ограничения, дискриминационные налоги, сборы и пошлины на импорт и экспорт, нетранспарентные правила и нормы, дискриминационные правила лицензирования, регистрации и сертификации, сложная и нетранспарентная таможенная оценка, неэффективное и произвольное таможенное администрирование, субсидии, коррупция и слабая правоприменительная практика в сфере защиты интеллектуальной собственности увеличивают издержки торговли. Из-за нетарифных барьеров оценка свободы торговли в России уменьшена на 20 пунктов.

Фискальная свобода – 82,3
В России относительно низкие налоги. Ставка плоского подоходного налога – 13 процентов, а высшая ставка корпоративного налога уменьшена с 1 января 2009 г. с 24 до 20 процентов. Другие налоги – НДС и региональный налог на имущество. Совокупные налоговые поступления составили 34,6 процентов ВВП.

Государственные расходы – 66,5
Совокупные государственные расходы России, включая потребление и трансферты, умеренные. Они составили 33,4 процента ВВП. Государство сохраняет прочное присутствие в таких ключевых секторах, как энергетика и горнодобывающая промышленность.

Свобода денежных отношений – 62,6
В России высокая инфляция. В 2006-2008 гг. она составляла в среднем 12,5 процентов. Государство оказывает влияние на цены через регулирование, крупные субсидии и многочисленные государственные компании и предприятия ЖКХ. Из-за политики, искажающей внутренние цены, оценка снижена на 15 пунктов.

Свобода инвестиций – 25
Закон об инвестициях 1999 г. кодифицирует принцип равенства внутренних и иностранных инвесторов. Однако федеральный закон может устанавливать ограничения по соображениям защиты Конституции, общественной нравственности и здоровья, прав и законных интересов других лиц, обороны государства.
Таким образом, большое число нечетко определенных исключений дает российскому правительству значительные возможности для запрещения или ограничения иностранных инвестиций. Другие ограничения для инвестиций включают непоследовательное и обременительное госрегулирование, ненадежное исполнение контрактов, неадекватную инфраструктуру и финансовые возможности, коррупцию.

Финансовая свобода – 40
Российский финансовый сектор не полностью развит и подвержен влиянию государства. Контроль над ним и его транспарентность недостаточны, хотя в 2006 г. регулирование улучшилось. В России зарегистрировано свыше 1000 банков, но большинство из них мелкие, с малым капиталом. Однако консолидация банковской системы продолжается. В банковском секторе доминируют два находящихся в государственной собственности банка, контролирующие 30 процентов активов. Рынки капиталов относительно малы, но растут. На них доминируют нефтегазовые компании.

Права собственности – 25
Права собственности защищены слабо. Судебная система непредсказуема, коррумпирована и не способна разбирать технически сложные дела. Контракты выполняются с трудом, и застарелая неприязнь к ним по-прежнему препятствует интеграции России в западную систему. Ипотечное кредитование находится на начальной стадии. Серьезной проблемой остается нарушение прав интеллектуальной собственности.

Свобода от коррупции – 21
Коррупция широко распространена. В «Индексе восприятия коррупции» 2008 г., изданном «Транспэренси интернэшнл», Россия занимает 147-е место из 179. Коррупция по-прежнему носит повсеместный характер, как по числу случаев, так и по размерам взяток. Новое антикоррупционное законодательство обязывает госслужащих и членов их семей декларировать свои доходы и имущество.

Свобода трудовых отношений – 59,6
В России довольно жесткие правила трудового регулирования. Внезарплатная стоимость найма рабочего довольно высока, а увольнение затруднительно. Сохраняется жесткое регулирование продолжительности рабочего дня.

КАНАДА

Индекс экономической свободы в Канаде - 80,4. Это 7 место в мире! С прошлого года ее положение в рейтинге стран почти не поменялось. Также Канада занимает 1 место на Американском материке по экономической свободе и имеет высокие оценки по всем десяти показателям!
Канада имеет высокий рейтинг по бизнес свободе, финансовой свободе, правам собственности и свободе от коррупции. В Канаде удобно заниматься предпринимательской деятельностью благодаря очень простым правилам. Государство значительно регулирует экономику, при этом сохраняя прозрачность. Сильная власть закона гарантирует права собственности. Канада вышла из глобального кризиса практически без потерь!
Самый низкий показатель у страны в государственных расходах. Разработка социальных и благотворительных программ увеличивает общие расходы правительства. Однако, хорошее управление финансами и бюджетный профицит позволяют Канадской экономике не подрывать финансовую устойчивость и долгосрочную экономическую конкурентоспособность.
Канада имеет сильную и стабильную демократическую политическую систему. Она является одним из ведущих рыночных экономик в мире и крупнейшим экспортером нефти, полезных ископаемых, автомобилей, промышленных товаров и лесной продукции. Более 75 процентов ее экспорта идет в Соединенные Штаты. В мае и июне 2008 года Канада укрепила свои обязательства, чтобы стать более активным экономическим партнером в Северной и Южной Америке, заключив переговоры о свободной торговле с Колумбией и подписав аналогичное соглашение с Перу.

Десять индикаторов экономической свободы в Канаде
(оценка по 100-балльной шкале)

Свобода бизнеса 96,5 -
Свобода торговли 88,1 ▼
Фискальная свобода 76.7 ▲
Государственные расходы 54,1 ▲
Свобода денежных отношений – 75,4 ▼
Свобода инвестиций 75,0 ▲
Финансовая свобода 80,0 -
Права собственности 90,0 -
Свобода от коррупции 87,0 -
Свобода трудовых отношений 81,5 ▼

Свобода бизнеса - 96,5
Совокупная свобода для начала, ведения и закрытия бизнеса сильно защищена Государством. Начало бизнеса занимает в среднем пять дней, что отличает страну от среднего мирового показателя в среднем на 35 дней). Получение бизнес-лицензии требует меньше усилий, чем в среднем в мире.

Свобода торговли – 88,1
В 2008 г. средневзвешенная тарифная ставка в Канаде составляла 1 процент. Федеральные и провинциальные нетарифные барьеры, ограничения на импорт сельскохозяйственной продукции, ограниченный доступ к определенной сфере услуг, налоги на импорт, программы для поддержки экспорта для промышленных и сельскохозяйственных товаров, громоздкие стандарты и лицензии для импорта увеличивают общую стоимость товаров. Из-за нетарифных барьеров оценка свободы торговли в Канаде уменьшена на 10 пунктов.

Фискальная свобода – 76,7
Канада имеет умеренные налоговые ставки. Самая высокая ставка федерального налога на прибыль составляет 29 процентов, а провинциальные налоги варьируются от 10 до 24 процентов. Общая ставка налога составляет 19,5 процента. Прочие налоги включают налог на добавленную стоимость (НДС) и налог на имущество. В последний год совокупные налоговые поступления составили 33,3 процентов ВВП.

Государственные расходы – 54,1
Общий объем расходов правительства является относительно высоким. В последний год государственные расходы составили 39,1 процента ВВП. Приватизация является широко распространенной и правительство поощряет конкуренцию даже в тех секторах, где ранее были государственные или частные монополии. Канада располагает хорошими возможностями для финансирования различных программ даже во время глобального экономического спада.

Свобода денежных отношений – 75,4
Инфляция с 2006 по 2008 гг. была низкой, в среднем 2,3 процента. Рынок определяет цены на большинство товаров, но правительство регулирует цены на некоторые коммунальные услуги, субсидирует промышленность и сельхозпроизводителей, регулирует цены на некоторые сельскохозяйственные продукты и влияет на цены за счет государственных предприятий. Правительство контролирует практически все цены на услуги здравоохранения через свои обязательные программы. Пятнадцать пунктов были вычтены из оценки свободы денежных отношений Канады из-за политики, которая искажает внутренние цены страны.

Свобода инвестиций – 75,0
Канада относится к внешним и внутренним капиталам одинаково практически во всех ситуациях. Федеральное агентство утверждает все прямые иностранные инвестиции. Канада остается одной из немногих стран, которые требуют такого утверждения (и оно, как правило, предоставляется). Ограничения касаются следующих секторов: средства массовой информации, телекоммуникации, рыболовство, горнодобывающая промышленность и авиация. 

Финансовая свобода – 80,0
Финансовая система Канады предоставляет множество возможностей для бизнеса и конкурентоспособных услуг для инвесторов. Кредит выделяется на рыночных условиях. На "большую шестерку" отечественных банков приходится около 90 процентов общего объема активов; иностранных банков около 8 процентов. Стало легче для иностранных банков входить на рынок Канады. Пересмотр Закона о банках в 2007 году был сосредоточен на упрощение регулирования и укрепление защиты прав потребителей. Слияние крупных банков ограничено, крупные банки не могут купить крупные страховые компании. Крупнейшие страховые компании проводят более половины своего бизнеса за рубежом. Рынки ценных бумаг хорошо развиты, но система регулирования раздроблена. Банковская система пережила недавний финансовый кризис без необходимости введения государственных средств.

Права собственности – 90,0
Частная собственность хорошо защищена. Судебная власть является независимой, а судьи и государственные служащие, как правило, честны. Иностранные инвесторы имеют полный доступ к правовой системе, и право частной собственности ограничено только правом правительства к созданию монополий и экспроприации в общественных целях.

Свобода от коррупции – 87,0
По отсутствию коррупции Канада занимает 9-е место из 179 стран. Взяточничество и другие формы коррупции редки. Канада подписала Конвенцию ООН против коррупции.

Свобода трудовых отношений – 81,5
В Канаде гибкие условия труда увеличивают занятость населения и рост производительности. Связанные с заработной платой расходы по найму работника умеренные, увольнение  сотрудников является относительно недорогим. Продолжительность рабочего дня очень гибкая.

10 комментариев:

  1. Хорошая статья.
    Многие размышления отсеивает сразу.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо! Прошу прощения, что так сумбурно все написано. Что-то где-то повыдирала, половина статьи - мой личный перевод с английского. Короче, не айс, но суть я передала, наверное.

    ОтветитьУдалить
  3. Забавно, до чего же похожи темы почти всех канадских эмигрантских блогов:
    1. Фотографии парков, цветочков и гей-парадов.
    2. Статьи, где про Россию пишут исключительно плохо.

    Пункт 2 помогает? :)

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо Лена! Отличная статья!
    P.S. маааленькая просьба: убирай большие куски текста и фоток под "кат" - а то очень тяжелая главная страница блога у тебя получается, грузится долго и при перемотке притормаживает.

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо всем!!! Хочу сказать, что я ОЧЕНЬ ЛЮБЛЮ РОССИЮ!!! Но мне очень больно смотреть на ее состояние и на ее проблемы. Мне хочется, чтобы народ обратил внимание на те проблемы, которые в стране есть и подумал о том, что их надо как-то решать! Мне очень хочется, чтобы в России был тоже порядок, чтобы люди жили лучше!

    ОтветитьУдалить
  6. Pavel, я постараюсь изменить блог, чтобы он не тормозил, но пока не знаю, как. Очень постараюсь!

    ОтветитьУдалить
  7. Анонимный, обращаю Ваше внимание, что я плохо не писала про Россию! Это всего лишь результаты объективного исследования, я могу сказать, что ничего не перепутали, все верно. Цифры, факты, над которыми стоит задуматься. По некоторым параметрам Россия даже имеет рейтинг выше Канады (налоги ниже).

    ОтветитьУдалить
  8. Ты когда пишешь сообщение - там сверху есть такая кнопочка "вставить переход". Выглядит, как порванная пополам страница. Попробуй сделай часть текста до нажатия - часть после. На главной странице будет только первая часть, и ссылка "Читать далее"

    ОтветитьУдалить
  9. Спасибо за данный пост! Интересно было сравнить!
    Елена, существует мнение, что отъезд умов из России не сказывается благоприятно на решении проблем внутри нее. И вот пока такие молодые, активные и умные как Вы, (да и как я, что уж скрывать), уезжают - ситуация здесь будет только хуже. Увы.

    ОтветитьУдалить